Миф или реальность
ЭКО: вредно ли это для ребенка?
Влияют ли вспомогательные репродуктивные технологии на психосоциальное и эмоциональное развитие детей
На сегодняшний день в индустриально развитых странах с помощью вспомогательных репродуктивных технологий обеспечивается до 5% родов. С момента рождения первого ребенка, зачатого с помощью экстракорпорального оплодотворения в 1979 году, прогресс в области репродуктивных технологий оказал существенное влияние на создание и функционирование современных семей. Однако в обществе до сих пор чувствуется напряженность по поводу когнитивного, психосоциального и эмоционального развития детей, зачатых способом ЭКО.

Современные исследования психологического развития детей, зачатых с помощью ЭКО, в основном сосредоточены на двух репродуктивных технологиях:
1
Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и интрацитоплазматические инъекции сперматозоида (ИКСИ)
ЭКО предполагает оплодотворение яйцеклетки в лабораторных условиях. Это так называемая инсеминация invitro(в пробирке)к яйцеклеткам, находящимся в питательной среде добавляют суспензию сперматозоидов, где в течение некоторого количества времени один из них оплодотворяет яйцеклетку. ИКСИ – это непосредственное введение сперматозоида в яйцеклетку с помощью микрохирургических инструментов.
2
Донорство гамет, включает как донорство спермы, так и донорство яйцеклеток
И в том, и в другом случае ребенок генетически может быть связан только с одним из родителей: с матерью, если предполагается донорство мужских гамет, или только с отцом, если предполагается донорство женских гамет. Возможен и вариант донорства и тех, и других половых клеток. В таком варианте вынашиваемый ребенок не будет связан генетически ни с одним из родителей.
Наиболее важными проблемами, связанными с этими двумя технологиями, являются более высокая частота многоплодных беременностей (и связанные с ними меньший вес новорожденных и недоношенность плода), и возраст матерей, как правило, превышающих возраст матерей детей, зачатых естественным способом.

С середины 90-х годов и до наших дней в исследованиях когнитивного развития детей, зачатых способом ЭКО, не было обнаружено никаких нарушений познавательных способностей.
В отношении когнитивного развития детей, зачатых с помощью донорства гамет, было обнаружено, что интеллектуальное развитие таких детей было даже несколько выше, чем у естественнозачатых сверстников. В исследовании когнитивного развития детей, зачатых с помощью донорства яйцеклеток, эти дети не проявляли никаких признаков задержки развития.

Одна из ключевых проблем последних исследований - воспитываются ли ЭКО-дети в отличных социально-эмоциональных условиях, чем их сверстники
Golombok S. с коллегами провели многолетнее исследование психосоциального развития детей, зачатых методом ЭКО, и детей, рожденных естественным способом, от рождения и до достижения подросткового возраста. Те немногие различия в детско-родительских отношениях, которые были отмечены, являются скорее следствием опыта бесплодия, чем самой процедуры ЭКО. Дети, зачатые способом ЭКО, были адаптированы так же хорошо и не отличались от приемных или естественно зачатых детей.

В исследовании Hahn C.S. и Di Pierto J.A. психосоциальное развитие детей, зачатых с помощью репродуктивных технологий, оценивалось с помощью школьных учителей, не знавших об условиях их рождения. Ученые обнаружили, что ЭКО-дети демонстрируют меньше поведенческих проблем, чем естественно зачатые дети. Исследователи предполагают, что причинами подобных результатов является то, что ЭКО-родители проявляют большую эмоциональную вовлеченность и теплоту по отношению к их ребенку. Однако в отдельных случаях это может также приводить к повышенной тревожности и гиперопеке по отношению к ребенку.
По оценкам учителей, у ЭКО-детей наблюдается меньше проблем с поведением. Исследователи предполагают, что причина этого явления кроется в большей эмоциональной вовлеченности и теплоты по отношению к ребенку со стороны родителей.
В наиболее обширном на данный момент исследовании Barnes J. с коллегами изучали детско-родительские взаимоотношения и отношение самих родителей к воспитанию и работе. Результаты показали, что для ЭКО-родителей опыт воспитания представляется более позитивным, чем для семей с естественным зачатием. Не было обнаружено никаких проблем с темпераментом ребенка или трудностей в детско-родительских отношениях.

Таким образом, на сегодняшний день нет никаких данных о нарушениях когнитивного и психосоциального развития у детей, рожденных в результате ЭКО.
Made on
Tilda