Коротко о главном:
от 0 до 2 лет

Исследования, проведенные за последние несколько десятилетий, наглядно показывают, что качество ухода за младенцами и детьми ясельного возраста влияет на то, кем они станут. Когда родители знают, как дети развиваются, они более отзывчивы и лучше понимают своих детей, что в свою очередь влияет на их развитие как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

Далее вы найдете краткую информацию о начальных этапах развития ребенка и примеры совместных занятий, которые позволят вам стимулировать развитие вашего малыша и укрепить вашу взаимную привязанность.
Примечание: Дети, рожденные раньше срока (до 37-й недели беременности), сначала должны восполнить недели, которые они провели вне утробы матери. Это медленный процесс, который длится в течение первых 2х лет. При сравнении вашего ребенка с другими детьми используйте скорректированный возраст. Если этого не сделать, то вы можете ожидать слишком многого. Для коррекции возраста ребенка, рожденного раньше срока, отсчет следует вести от предполагаемой даты родов. Например, если ожидаемая дата родов была 1-го марта, но ваш ребенок родился 1 января, на два месяца раньше, то для подсчета скорректированного возраста вашего ребенка вам нужно вычесть два месяца от его фактического возраста. На 1 апреля, его реальный возраст будет 3 месяца, но его скорректированный возраст – 1 месяц.
0-2 месяца
Моторика
В течение первых недель после рождения ребенок совершает много движений, но пока он едва ли может их контролировать. Его чувства только пробуждаются. Это стадия врожденных рефлексов, она закончится, когда созреют соответствующие мозговые структуры. Если вы дотронетесь до его ладошки, он постарается схватить ваш палец. Ближе к концу первого месяца ребенок сможет прослеживать глазами движущиеся объекты. Если вы потрясете над ним погремушкой, он отреагирует на звук.

У ребенка еще сохраняется рефлекс Моро – вздрагивание на громкий звук или резкие движения. Это совершенно не признак того, что ваш ребенок нервный.

Хорошо развит сосательный рефлекс. Он позволяет вашему ребенку принимать пищу и успокаиваться, например, посасывая свою ручку.

Ориентировочный рефлекс позволяет вашему ребенку поворачивать голову, когда вы щекочете его щечку или ручку. Это помогает ему найти грудь мамы.

Рефлекс ходьбы проявляется в том, что если ребенка держат в вертикальном положении, он будет отталкиваться ногами от опоры. Но ваш ребенок еще не может удерживать вес своего тела, и стимуляция данного рефлекса никак не помогает ребенку быстрее научиться ходить.
Познание мира
Посмотрите внимательно на вашего ребенка, и вы увидите, что он с рождения обладает удивительными способностями. Он уже способен играть, подражая некоторым вашим жестам, например, открывание рта и высовывание языка. Он различает черное и белое, яркие цвета.

Вы можете посмотреть это видео из эксперимента Эндрю Мельцофа, показывающее способности новорожденных к подражанию, и вы удивитесь!
Социальные навыки
Новорожденный сразу начинает распознавать лица, его память развивается. Примерно на третьей неделе при появлении знакомого человека у них появляется яркая эмоционально двигательная реакция (комплекс оживления). Ребенок таким образом выражает свою потребность и готовность к взаимодействию с вами. Он уже способен по-разному выражать свое настроение, от плача до гуления.
Развитие речи
Плач является первым способом общения. Изначально дети плачут рефлекторно, обычно если их что-то беспокоит. Через разные формы плача они сигнализируют о том, что голодны или хотят спать.

Гуление у детей появляется с первых месяцев. Они еще не понимают смысл ваших слов, но могут различать такие эмоции, как радость, злость и нежность через интонацию вашего голоса. Они реагируют на громкие звуки. Ваш ребенок узнает ваш голос и ему нравится его слушать. По-своему, он уже общается с вами!
Совместные занятия
Разговаривайте с ребенком. Говорите мягко, в полголоса. Рассказывайте ему сказку или пойте ему песенку. Подражайте звукам, которые он издает и посмотрите на его реакцию. Делая это, вы будете помогать ему произносить звуки, учить разным интонациям и ритмам. Он захочет вступить в разговор. Так вы помогаете ему развивать первые совместные коммуникации.
Смотрите в глазки вашего ребенка, когда он находится у вас на руках; так вы сможете лучше узнать друг друга. Произносите его имя часто; вскоре он запомнит его. Меняйте свое положение, когда разговариваете с ним, он будет поворачивать голову в сторону вашего голоса. Делайте это часто. Это очень важно для развития речи.
2-4 месяца
Моторика
Ваш ребенок начинает контролировать свои движения головы и держать голову все лучше и лучше. Он становится более активным. Лежа лицом вниз, он пытается поднять голову, опираясь на руки. Лежа на спине, он активно шевелит ручками и ножками, исследуя их. Дети очень любят, когда их касаются, целуют и щекочут носом, а также вращают в игре их ручками и ножками, как педали велосипеда. Ребенок готов схватить погремушку и попробовать пососать её. Не удивляйтесь, долгое время он будет пытаться положить все в рот. Это его способ познания мира. Вы увидите, как он будет играть со своим языком, пускать слюни и делать пузыри.
Познание мира
Ваш ребенок повторяет приятные действия, выученные случайно, например, сосет палец, тащит игрушку в рот.
Социальные навыки
Первая социальная улыбка обычно появляется на втором месяце жизни. Лицо человека, который отвечает улыбкой на улыбку, вызывает интерес ребенка. В 2 месяца он начинает интересоваться другими детьми и активизироваться, если видит их. В 3 месяца он начинает все больше и больше узнавать других членов семьи.
Развитие речи
Ваш ребенок может издавать различные звуки в зависимости от того, что ему нужно. Начинается этап лепета ("дада, мама, баба"). Он реагирует на знакомые голоса и звук его игрушек, улыбается в ответ на ваше обращение к нему.

Он еще не понимает значение слов, но ему нравится, когда вы поете ему, потому что он узнает ваш голос и чувствует себя в безопасности. Он обращает внимание на вашу интонацию и ваши жесты. Если он плачет, говорите тихо, и он может успокоиться. Ему может понравиться слушать музыку.
Совместные занятия
Путешествуйте по дому. Устройте ребенку подробный обзор того, что находится в вашем доме. Покажите и расскажите ему, что в нем есть. Он будет пытаться схватить вещи, это поможет ему тренировать координацию рук и глаз.

Тактильные ощущения. Познакомьте своего ребенка с новыми текстурами во время купания или во время игры. Пощекочите его зубной щеткой, бумажной салфеткой, плюшевой игрушкой, сухим полотенцем, пластмассовой игрушкой и др.

4-6 месяцев
Моторика
Ваш ребенок теперь сильнее. Лежа на спине, он поднимает голову, вращает ручками и ножками, засовывает ноги себе в рот. Если вы потяните его за руки, он поднимется, не откидывая голову. Его мышцы спины окрепли, но он все еще нуждается в поддержке. Лежа на животе, он с легкостью переворачивается на спину.

Ребенок разглядывает свои руки, кладет их в рот, легко хватает предметы, хорошо держит их, но иногда роняет. Он следит за предметами взглядом, но иногда отвлекается. Зрение у него очень хорошее, и он может различать мелкие детали.
Познание мира
Ребенку нравится разглядывать большие яркие объекты, которые висят в пределах досягаемости. Он радуется, глядя на них, касаясь и поворачивая их. Ребенок уже знает, что, если двигать погремушкой, она будет шуметь. Он также знает, что, если он обращается к вам, вы обратите на него внимание. Когда он что-то роняет, он не ищет этот предмет.
Социальные навыки
Теперь ваш ребенок больше понимает, и поэтому будет активнее искать вашего внимания. Он может плакать, потому что скучает, и надеяться, что вы придете, возьмете его на ручки и будете с ним разговаривать. Он может даже прервать кормление, чтобы посмотреть на маму и папу. Старайтесь брать его в ту комнату, где вы находитесь, и разговаривать с ним. Вы можете брать его на руки так часто, как вы хотите, даже если он не плачет.

В этом возрасте ребенок интересуется окружающими его людьми. Он ищет источники шума. Он также узнает родных и друзей. Проверьте:
  • Есть ли реакция на обращенную к нему улыбку
  • Перестает ли он плакать, когда вы начинаете говорить с ним
  • Реагирует ли он, когда вы зовете его по имени
  • Прослеживает ли он ваши движения не отвлекаясь
Если Ваш ребенок не выполняет что-то из перечисленного, и вы беспокоитесь, не стесняйтесь поговорить об этом с врачом.
Развитие речи
Ребенок выражает свои потребности через лепет, крик и плач. Он совершенствует свои навыки гуления через постоянное взаимодействие с вами. Он хохочет и кричит иногда просто для удовольствия. Исследуя свой голос, ребенок пробует звуки, повторяет их и пытается подражать другим. Он наблюдает за человеком, который говорит с ним, и смотрит на источник звука. Когда он лепечет, отвечайте ему. Так он поймет, как он может влиять на окружающий мир и научится взаимодействовать с ним. Говорите с ребенком как можно больше.
Совместные занятия
Лежа на животе. Положите ребенка на живот и разместите перед ним некоторые безопасные и интересные предметы. Он будет стараться протянуть к ним руку, схватить их и поиграть с ними.

Погремушка. Ваш ребенок захочет встряхнуть погремушку, чтобы пошуметь.
6-9 месяцев
Моторика
Ребенок умеет переворачиваться, учится ползать, сначала задом, все быстрее и все более умело. Лежа лицом вниз, он может подняться на руках. Вы можете заставить его двигаться вперед, положив перед ним мишку или маленький мячик. Он может брать все более мелкие предметы и перекладывать их из одной руки в другую.


Во время кормления ребенок держит грудь двумя руками и даже может развернуться во время сосания, чтобы посмотреть, что происходит вокруг него. У него острые зубы, возможно, он начнет кусаться.

Ребенок начинает есть обычную еду. Для безопасности во время еды ребенок должен сидеть близко к вам в надежно закрепленном детском кресле. Он любит играть с посудой и едой. Примерно к 9 месяцам координация движений рук улучшится. Он может пить сам из бутылочки.
Познание мира
Ребенок любит зеркала и предметы, которые можно трогать, поворачивать и двигать. Ему нравятся большие пластиковые кубики. Он любит шумные игры и будет стучать предметами друг по другу, по столу, по стенам, по полу. Он любит сжимать игрушки, которые издают звук. Он будет снова и снова повторять одну и ту же игру. Он кидает вещи на пол не для того, чтобы разозлить вас – он учится, как кидать и как вещи падают. Ваш ребенок учится через ваши совместные занятия. Он приобретает знания и применяет их. Где-то между 8 и 9 месяцами вы заметите, что ваш ребенок любит смотреть на своего мишку, кубики и чашку со всех сторон: сверху, снизу, справа, слева, спереди и сзади. Он учится видеть перспективу. Напротив зеркала он пытается схватить свое и ваше отражение; он рассматривает себя. Скажите ему, что это он и назовите его имя.
Социальные навыки
Ребенок изучает свое тело и лица родителей. Ему нужно прикоснуться к вам, он засовывает пальчики в рот, нос, трогает глаза. Он тянет на себя одежду. Он смеется, когда родители корчат рожи и передразнивают его. При встрече с другими детьми он пытается привлечь их внимание улыбкой или гулением. Он может плакать от страха перед незнакомцами. В 8-9 месяцев ребенку тяжело расставаться с тем, кто заботится о нем большую часть времени. Он будет плакать, когда вы уходите. Попробуйте играть в прятки («ку-ку»), чтобы он мог понять, что вы не исчезаете навсегда, когда уходите. Он научится держать в голове ваш образ.

Когда вы уходите или когда он просыпается, он может беспокоиться, что вас нет рядом. Всегда говорите, особенно когда он засыпает, что вы уходите и скоро вернетесь. Ребенок может привязываться к предметам-заместителям, например кукла или одеяло, чтобы компенсировать отсутствие родителей. Будьте аккуратны с этой драгоценной вещью и стирайте ее втайне от ребенка. Если это возможно, держите запасную вещь и подменяйте ее на время стирки.
Помогите своему ребенку легче расставаться с мамой. Для этого папа тоже должен проводить много времени с ребенком. Это позволит ребенку легче переключиться на другого члена семьи.
Развитие речи
Примерно в 7 месяцев появляется направленное общение, до 18 месяцев в основном жестами. Ребенок копирует звуки, которые слышит, и его лепет становится все более разнообразным и сложным. Он интересуется людьми, которые говорят с ним, и откликается на свое имя. Теперь он начинает использовать несколько знакомых слов («папа», «ляля»). Примерно в 9 месяцев ваш ребенок начинает понимать знакомые жесты. Если вы протягиваете руку и просите игрушку, он может дать ее вам. Ребенок понимает речь до того, как начнет пытаться говорить самостоятельно. В этом возрасте ваш ребенок понимает много слов, даже если пока не может сказать их.
Совместные занятия
Части тела. Теперь вы можете играть в называние частей лица. Потом называйте части тела.

Прятки. Несколько раз подряд спрячьте свое лицо за ладонями, потом покажитесь со словами «ку-ку». Начните игру с любимой игрушкой ребенка; он будет рад и удивлен, увидев, как скоро она показывается вновь. В этом возрасте дети думают, что люди или вещи, пропав из поля зрения, действительно исчезают.

Свет мой зеркальце, скажи... Встаньте с ребенком напротив зеркала. Улыбайтесь и корчите рожи; он учится узнавать вас и самого себя. Издавайте ртом звуки и он будет пытаться ответить на них.

Мир природы. Независимо от времени года, возьмите ребенка на улицу. Это полезно для его и вашего здоровья. Помогите ему изучить мир вокруг него: деревья, птиц и цветы, других детей.

Туннель. Большая картонная коробка с отверстием с двух сторон может быть отличным тоннелем для ползания. Но сначала убедитесь, что в ней не осталось скрепок. Встаньте на четвереньки со своим ребенком и вы увидите мир его глазами.

Кубики, мячики, бутылочки. Дайте ему кубики, чтобы сваливать их в кучу, мячики, чтобы толкать, и плавающие игрушки. Он будет играть с пластиковыми бутылочками и небольшими контейнерами в ванной, ему понравится наполнять и опустошать их. Не используйте игрушки, которые сложно просушить, потому что они могут стать отличным домом для бактерий и других опасных микробов.

Буквы и книги. Чтение историй – отличный способ выучить новые слова. Выберите книжку с простыми цветными картинками.
9-12 месяцев
Моторика
Ваш малыш хочет исследовать каждый угол в доме. Он носится по дому на четвереньках и исчезает до того, как вы поймете это. Он становится все более независимым. Он еще не может ходить, но может вставать, приседать и наклоняться.

Используя мебель для поддержки, он встает, делает шаг или два и падает. И начинает сначала! Координация рук улучшается. Он поднимает крошки и другие маленькие предметы и держит их между большим и указательным пальцем. Он до сих пор кладет вещи в рот, потому что таким образом изучает их. Поэтому будьте внимательны!
Познание мира
Вашему ребенку нравится подражать вам. Он начинает интересоваться книгами и музыкой. Он очень любит играть, наполняя и опустошая различные емкости. Он может использовать свои знания в новых ситуациях. Если вы не даете ему что-то сделать, он будет искать другие пути, чтобы добиться желаемого. Он может координировать несколько действий для достижения цели, например проползти через всю комнату и достать игрушку.

Он связывает события и реакции на них, например, как родители реагируют на плач. Его увлекают результаты действия, и он может тянуть за скатерть, чтобы добраться до стакана молока на столе.
Социальные навыки
Ваш малыш становится очень общительным. Он и дети, с которыми он играет, начинают подражать друг другу. Он плачет, когда не видит вас. Вы до сих пор центр его жизни, но он исследует мир вокруг с большим любопытством. Он может испытывать ваше терпение, но его любопытство – это признак правильного развития. Он может начать играть один, но намного больше предпочитает, чтобы папа был рядом. Он до сих пор не играет подолгу с одной игрушкой, выбирая между мягкими игрушками и куклами.
Развитие речи
Ваш ребенок понимает, что вы говорите ему, особенно если вы говорите четко и используете жесты. Это этап, когда ваш ребенок начинает следовать простым инструкциям (например «покажи мне свой нос»). Он знает «пока-пока», умеет хлопать и прятаться. Он начинает общение по разным причинам, обычно чтобы получить что-то или привлечь внимание. Вы должны понимать, что он хочет, потому что он сопровождает свой лепет жестами и словами «ба ба ба, ма ма ма» и так далее, протягивая руку и в конечном итоге указывая на вещь, которую он хочет. Он откликается на свое имя и имитирует звуки, которые вы издаете. Ему до сих пор нравятся шумные игрушки, и он может определить, откуда доносится знакомый звук или голос (в диапазоне нескольких метров).
Совместные занятия
Мячик. Сядьте на пол друг напротив друга с широко разведенными ногами. Покатите мячик между его ног. Попросите его сделать то же самое. Он будет гордиться собой, когда увидит, что вы радуетесь его успеху.

Ящик с игрушками. Дайте ему коробку с яркими легко моющимися игрушками, такими как мячики, кубики, кольца от пирамидки и т.д. Посадите его недалеко от себя. Он начнет играть сам.

Шкаф для ребенка. Разрешите ему играть со шкафчиком, полным пластиковых контейнеров различных форм и цветов, но только шкаф должен находиться вдали от плиты. Пока он играет, вы можете спокойно заняться своими делами на кухне. Не забудьте использовать замки безопасности на других шкафах и ящиках.

Запахи. Используйте время приема пищи, чтобы познакомить ребенка с различными ароматами, такими как запах хлеба, мяса, фруктов, овощей и специй. Это поможет развить его обоняние.

Книги. Позвольте ему потрогать его первые книги, сделанные из картона или ткани. Показывайте на картинки и называйте их. Он научится узнавать их, а позже и называть.
12-15 месяцев
Моторика
Ваш ребенок может ходить, или почти может. Но не спешите. У каждого ребенка свой темп развития. Может быть, он предпочитает подождать до 15-18 месяцев. Не давите на него. Скоро он будет забираться на мебель и двигать стулья вокруг вас. Он уже очень ловкий на четвереньках и так может забираться по лестнице. Он узнает о формах, играя с кубиками и пирамидками.
Познание мира
Ребенок сортирует предметы по форме и цвету. Он любит пробовать различные игры. Например, если он сбрасывает предмет вниз по лестнице, он кинет другой, чтобы посмотреть, что получится.
Социальные навыки
Ваш ребенок очень чувствителен к эмоциям родителей, особенно в незнакомых или пугающих ситуациях. Выражение беспокойства или уверенности родителей будет влиять на его поведение и чувства. Ваш ребенок больше всех чувствителен к настроению в семье.

Когда ребенку исполнится год, во время медицинского обследования доктор может задать вам несколько вопросов о развитии ребенка:
Откликается ли он, когда вы зовете его по имени?
Смотрит ли он вам прямо в глаза?
Указывает ли он на предметы, чтобы показать, что ему нужно или интересно?
Начинает ли он притворяться (кормить куклу, разговаривать по телефону)?
Развитие речи
Дети обычно говорят свои первые слова примерно в 12 месяцев. Первые слова ребенка будут относиться к близким ему людям (например, мама, папа) и знакомым вещам (например, мяч или кукла). Важно знать, что некоторые слова не будут соответствовать взрослой речи (например «ака» вместо «собака»). Он узнает имена знакомых людей и названия знакомых вещей. Ему нравится повторять то, что он слышит, и он продолжает лепетать.
Совместные занятия
Украшение для холодильника. Ваш ребенок получит удовольствие, играя с магнитами для холодильника. Перемещая их, он будет совершенствовать захват большим и указательным пальцами и координацию зрения и движений рук. Осторожнее! Убедитесь, что магниты надежно собраны и что они достаточно большие, чтобы ребенок не мог их проглотить.

Падающая башня. Покажите ребенку, как сделать башню из трех или четырех кубиков. Поставьте один и попросите его добавить следующий и так далее. Затем попросите его сбить башню и начинайте сначала.

Овладение лестницей. Когда он начнет ходить, появится еще одна новая игра, которая ему понравится: спускаться спиной вперед.

Стишки и песенки. Если вы будете часто говорить с ребенком, это поможет развитию его речевых навыков. Ему понравится, к примеру, называть части тела. Вы можете включить диск с детскими стишками и песенками, которые дети так любят.
15-18 месяцев
Моторика
Ваш малыш уже ходит. Он радостно расхаживает, расставив ноги и руки в стороны, чтобы не потерять равновесие. Сейчас самое время купить ему мягкие ботинки для прогулок на улице. Малыш забирается по лестнице на четвереньках, спускается вниз спиной вперед, карабкается и дотягивается до всего вокруг. Он учится обращаться с откручивающимися крышками, дверными ручками и страницами книг. Он помогает себя одевать, быстро раздевается и сбрасывает свою обувь. Малыш может ходить не только вперед, но и в сторону и назад, учится катить мяч к взрослому. Кроме этого, он рисует картины большими цветными карандашами, способен собрать башню из двух-трех кубиков и сложить мелкие предметы в миску. Одно из любых занятий в этом возрасте – заполнять и опустошать контейнеры.

Будьте внимательны! Ребенок все еще тянет в рот различные предметы, в том числе несъедобные. Новые способности его настолько занимают и возбуждают, что его сложно кормить и укладывать спать.

Познание мира
Ребенок продолжает эксперименты с гравитацией: он нарочно сбрасывает вещи вниз, и это является важным шагом обучения новому опыту. Малыш проявляет настойчивость в достижении желаемого, а также пробует новое поведение: например, если наступить на резиновую утку, она издаст звук. Ребенок может для достижения этого звука сесть на утку или сжать ее в руках. Обучение происходит методом проб и ошибок.
Социальные навыки
В этот период начинается активное социальное развитие ребенка, а также все больше проявляется потребность в независимости. Это может стать нелегким испытанием для родителей. Малыш будет повсюду следовать за вами и имитировать все ваши действия вплоть до похода в туалет, уборки по дому, чистки зубов и готовки еды. Вы можете дать ему тряпку для помощи по дому, ложку и миску для «приготовления пищи». Называйте действия, которые он совершает. Предложите ему имитировать звуки, которые его окружают: звук мотора автомобиля, самолет, пылесос, лай собаки и мяуканье кошки. Ребенку нравится представлять, будто он разговаривает по телефону. Вы можете включить музыку и он будет с удовольствием танцевать в такт. Большое удовольствие доставят малышу игры в догонялки и прятки, а также игры с водой и песком.

В этом возрасте малыши любят играть в присутствии сверстников, но делают они это скорее рядом, а не вместе - отдельно друг от друга. Хотя периоды взаимодействия становятся дольше и разнообразнее. Дети периодически имитируют действия друг друга, что показывает их внимание к намерениям товарища по игре.
Развитие речи
Ребенок вполне понимает простые инструкции, такие как: «возьми своего медвежонка» и все меньше зависит от наших жестов. Когда он слышит шум, он смотрит, откуда он доносится. К полутора годам ребенок может произнести около 18 слов, которые понятны родителям. Слова произносятся обычно по одному. Среди них, конечно, будут «мама» и «папа», а также несколько полезных и несложных в произнесении слов: «вниз», «дай», «еще».

Ребенок может называть некоторые части тела (нос, глаз), домашних питомцев (кот, собака (ав-ав)), а также предметы из повседневной жизни (машина (би-би), мяч). Малыш старается повторять звуки животных.

Позвольте малышу говорить, поощряйте все его попытки, потому что именно так он будет практиковать речь и закреплять новые слова. Например, когда он произносит слово, предложите ему больше слов, связанных с его словом. Например, он говорит: «кач-кач», вы отвечаете: «да, качели качаются быстро».
Ребенок любит игрушки с разными формами, которые можно просовывать в отверстия
Совместные занятия
Пазлы и конструкторы. Ребенок все лучше способен координировать свои руки. Он любит игрушки, которые можно складывать и разделять на части, и с разными формами, которые можно вставлять в отверстия. Это прекрасное время для первых пазлов с крупными деталями, пластиковых наборов инструментов и строительных блоков, кубиков.

Игрушки-каталки на веревке. Малышу нравится тянуть и толкать движущиеся игрушки. Дайте ему игрушку с длинной ручкой, тележку, вагончик, шар, коробку, в которой полно разных предметов. Если привязать шнурок или веревку к пустой обувной коробке и предложить малышу положить внутрь медвежонка, получатся прекрасные сани.

Мыльные пузыри. Можно надувать пузыри в ванной и ловить их во время купания. Будьте бдительны и помогайте малышу оставаться в сидячем положении, чтобы избежать травм. Также игры с пузырями прекрасно подойдут для улицы.

Рисование. Предложите ребенку лист бумаги и нетоксичные восковые мелки. Покажите ему, как они рисуют, и он моментально заметит связь между вашими действиями и результатом. Когда шедевр юного художника будет готов, обязательно повесьте его на видное место.
18-24 месяца
Моторика
Сейчас у вашего малыша существует огромная потребность в движении. Он бегает, останавливается и начинает заново, широко расставляет ноги, выпячивает грудь вперед, приседает, будто хочет в туалет, встает и начинает по новой. Он натыкается и врезается во все на свете. Малыш пинает мяч, чтобы он покатился, танцует и кружится под музыку. Большое удовольствие доставляют игры на свежем воздухе, потому что ему нужно пространство, чтобы ходить и бегать, как ему хочется. Чтобы помочь малышу отдохнуть, предложите ему посидеть со скрещенными ногами. Это поможет снять усталость.

В возрасте около 2-х лет ребенок уже может сделать прыжок с места, а в промежутке от 2-х до 3-х лет способен ударить ногой по мячу. Кроме этого, он научится ходить на цыпочках.

Каждый день ребенок все лучше координирует свои движения: он в состоянии продеть нитку через небольшое отверстие, с 2-х до 3-х лет он научится держать ножницы и переворачивать страницы в книге одну за одной.

Ребенок отказывается от помощи во время еды: он сам держит ложку, хотя не всегда доносит ее до рта аккуратно и с легкостью может опрокинуть тарелку супа на себя.

Малыш легко может снять носки и шапку. Вы можете поощрять его попытки одеться самостоятельно, выбирая легкие для надевания комплекты.
Познание мира
Между полутора и двумя годами ребенок узнает, что окружающие предметы продолжают существовать даже тогда, когда он их не видит. Когда он видит, как предмет перекладывают с одного места на другое, он будет искать его в конечной точке. Также он будет искать вещи, перемещения которых не видел.

Сейчас ребенок может понимать символы и думать о людях, вещах и событиях, которые он не видит. Он может имитировать поведение кого-то, кого сейчас нет рядом. Он может рисовать предметы. Около двух лет он будет способен сортировать предметы на основании общих признаков, например, таких как цвет, форма.

Ребенок начинает понимать связь между причиной и следствием. Он узнает, что если постучать ложкой по разным предметам, можно услышать разные звуки.
Социальные навыки
Ваш ребенок становится более уверенным в себе и независимым. Вам кажется, что малыш отдаляется от вас? На самом деле он открывает для себя мир вокруг. Иногда он слишком много говорит и продолжает вам подражать. Он кормит медвежонка, моет его, водит гулять и укладывает спать. Он примеряет на себя роль мамы и папы.

К двум годам он хочет все делать самостоятельно: есть, пить, раздеваться. Ему нравится учиться. Иногда это приводит к беспорядку, но это ведь не так важно! Позвольте ему экспериментировать, наблюдая за его действиями. Каждый его успех делает его более уверенным в себе.

Ваш ребенок получает удовольствие не только от общения с вами или старшими детьми, но и с ровесниками. Ему может быть сложно делиться игрушкам, но постепенно вы можете научить его этому. Он будет охотнее делать это к 3-4 годам. Многие дети проходят через стадию, когда они часто толкаются, кусаются, дерутся. В этих случаях четко говорите «НЕТ», но ни в коем случае не бейте и не кусайте ребенка в ответ.
Развитие речи
Примерно около полутора лет ваш ребенок будет легко понимать просты фразы, такие как «возьми мяч», без помощи ваших жестов. Кроме того, он поворачивает голову в сторону источника звука. К 2-м годам он может выполнять ваши инструкции (показать картинку в книге). Ему нравится слушать песни и сказки. К 30 месяцам (2,5 года) ребенок может ответить на вопросы о том, кто, что и где делает.

Стремительно увеличивается словарный запас: это уже не 18 слов, которые он мог сказать в полтора года, а около 100 слов к двум годам. Около двух лет появляются первые простые предложения из двух слов (папа ушел, еще молока), к 2,5 годам предложения уже состоят из трех слов. В этом возрасте ребенок также начинает использовать в речи такие слова как «я», «мне», «один».

Наконец скоро вы сможете вести осмысленную беседу с малышом. Вы сможете обсудить повседневные события и окружающие предметы. Не стоит волноваться, если ему удаются не все звуки или слоги – ошибки в этом возрасте являются естественной частью развития речи.
Совместные занятия
Сказки на ночь. Как можно чаще читайте малышу. Показывайте картинки, называйте предметы и действия. Просите его переворачивать страницы и позвольте самому держать книгу.

Ваш ребенок будет учиться, что чтение происходит справа налево и сверху вниз и что истории имеют начало и конец. Он будет выражать свои эмоции, и это прекрасное время, чтобы разделить моменты радости и единения. Выбирайте книги, которые нравятся малышу. Можно сходить в библиотеку или попросить друзей и родственников дарить интересные книги.

Игры со словами. Надписи везде! Во время прогулок удовлетворяйте любопытство ребенка, читая надписи, которые привлекают его внимание: постеры, плакаты, рекламу, названия магазинов. Он будет учиться распознавать логотипы, а это первый шаг на пути к пониманию написания слов.

Звуки музыки. Время для знакомства с музыкой. Слушайте диски и пойте любимые песни. Очень хороши сейчас песни в сопровождении простых жестов (например, танец маленьких утят). Можно предложить игры с простыми инструментами: барабан, ксилофон.

Свободное творчество. Пришло время создавать что-то новое. Малышу нравится рисовать пальцами, лепить из глины или пластилина. Скажите что-нибудь про его поделки – он с радостью расскажет о том, что он делает. Не забудьте хвалить его работы перед родными и друзьями - малыш будет очень горд.

Время на свежем воздухе. Ребенку необходимо движение. Ему нужно пространство, чтобы бегать и прыгать. Играйте с ним во дворе или в парке как можно чаще!

Переодевание. Малыш любит переодеваться, он будет «одалживать» ваши шляпы и обувь. Для игр отлично подойдет ваша старая одежда, которую не жалко испортить или испачкать.
Материал подготовлен Анной Ульянич, Анастасией Дуевой, Анной Артемовой и Ириной Ворониной на основе канадского пособия для родителей "From Tiny Tot to Toddler: A practical guide for parents from pregnancy to age two" (2016), авторы Nicole Doré и Danielle Le Hénaff, www.inspq.qc.ca/en/tiny-tot
Made on
Tilda